Что значит сломать четвертую стену?

Содержание

Обзор Oneshot: как сломать четвертую стену, не ломая игру / Компьютерные и мобильные игры / iXBT Live

Что значит сломать четвертую стену?

Обзор не будет содержать серьёзных спойлеров. Его цель — познакомить вас с этой невероятной игрой и заинтересовать. В обзоре будут приведены факты из игры, будут присутствовать цитаты и описания некоторых персонажей. Но, грубо говоря, без контекста все это будет для вас лишь ещё одним повод заинтересоваться в игре.

Ты нашел меня. 

… Зачем?

Уже слишком поздно. От мира почти ничего не осталось.

Ты заметишь это, как только выйдешь наружу.

Это место никогда не стоило того, чтобы его спасли, но если ты все ещё хочешь попробовать, запомни…

Твои действия будут влиять на Нико.

Твоя миссия, помочь ей.

И самое важно…

У тебя есть только одна попытка, Игрок. 

Однажды ты просыпаешься и понимаешь, что оказался в незнакомом тебе месте. Темная комната, кровать, стол со странной машиной на нем, книжная полка, дырки в полу и тусклый луч голубого свечения пробивается сквозь сумрак помещения через единственное окно.

Именно так встречает нас и нашего персонажа эта игра. Она сразу же начинается с загадки. Все двери будут закрыты, а взаимодействие со скудным окружением комнаты будет лишь намекать вам на решение головоломки. 

И здесь же вы столкнетёсь с одной из главных и самых удивительных фишек игры: она начнёт вам недвусмысленно намекать, что вы — человек по ту сторону экрана — не просто игрок, вы такая же важная и неотьемлемная игровая персона, как и персонаж, за которого вы играете. И да, игра вот такая вот, и так она будет выглядеть вплоть до самого финала.

Будут рисованные не пиксельные, катсцены в виде сменяющихся картинок с текстом, будут пиксельные, но более детализированный заставки, но к картинке, если у вас отвращение к пиксельным играм, придется привыкать. Те же, у кого проблем с пикселями нет, сразу же оценят грамотный пиксель-арт и дизайн игры.

Это именно тот правильный пиксель-арт, которым он и должен быть: минимальным количеством пикселей показать максимально привлекательную и аутентичную твой задумке картинку. 

Созвучно картинке, саундтрек игры тоже будет минималистичным. Он лаконично дополняет историю, вторя то задорной, то загадочной, то зловещей атмосфере тех или иных ситуаций и событий. 

Мир

Одолев первое помещение в игре, вы окажетесь в одной из трех (на самом деле, четырех) областей игрового мира, с лампочкой в руках.Вы окажетесь в пустошах…

Не уверена, где я сейчас нахожусь…

Я почти ничего не вижу, так как очень темно…

Наш Мир Не Всегда Был Таким Тусклым.

И Не Был Так Разбит.

Но Время Никого Не Ждёт, Даже Спасителя.

Этот Мир Разделён На 3 Региона.

Сейчас Вы На Окраине, В Пустошах.

Та Башня, Которую Вы Видите Вдалеке, Однажды Удерживала Наше Солнце.

Как вы могли понять из цитат и моих намеков, мир игры не так прост, каким он мог бы показаться вам с первого взгляда. Это мир, в котором погасло солнце. Мир, который медленно но верно разрушается у вас на глазах, распадается на пиксели. Но он не всегда был таким — это правда. 

И тем не менее, кажется, что солнце в нём погасло уже так давно, что большая часть жителей этого мира уже или смирилась со своей участью, или пытается приспособиться к этому новому миру без света. 

Но свет в этом мире, конечно же, ещё остался. В основном, благодаря разнообразной флоре и фауне этого мира и технологиям, применяемым его жителями. 

С момента, как погасло солнце, жители постепенно покидали окраины и перебирались поближе к башне, некогда удерживавшей солнце, а нынче служащей лишь грустным воспоминанием о нём. Поэтому по ходу продвижения по игре, вы изначально будете встречать множество заброшенных домов, зданий и всевозможных технических помещений.  В Глене будет больше зелени, руин и примитивных построек переселенцев и местных жителей. А также обилие заброшенных фабрик и заводов, предназначение которых, вам ещё предстоит узнать. 

А в завершении игра порадует вас весьма живописными городскими и урбанистическими пейзажами, в которых будет обилие удивительных людей и не только. 

Геймплей

И тут мы подходим к самой, наверное, интересной части игры. 
В основном, вам нужно будет просто слоняться по местности в поисках различных предметов и персонажей. В игре нет журнала заданий, нет заметок и т. д, в самом начале вам намекнут что нужно сделать и куда идти, и в дальнейшем всё продвижение по игре будет идти таким же образом. 

Вы находите персонажа, у вас появляется список вопросов, и от этого вы уже играете. Но, время от времени, игра будет подкидывать вам весьма нетривиальные загадки, по типу той — из самого начала игры. Придется думать как совмещать те или иные предметы, придется искать применение им в игре и даже искать персонажей, которым эти предметы могут быть полезны.

  И это ещё не все! Помимо таких казалось бы стандартных загадок, игра будет подкидывать вам, время от времени, загадки, которые будут связаны с поиском нужных файлов где-то у вас на компьютере. Вам придется играться с мышкой и окном игры на рабочем столе и выполнять многие другие задания.

И это я ещё молчу о том, что для прохождения игры на «истинную» концовку, вам придется практически самим догадываться, как и что сделать помимо самой игры. 

В общем, это довольно увлекательно и, порою, даже совсем не очевидно, куда пойти и что сделать нужно, чтобы продвинуться дальше по сюжету этой игры. Есть и парочка побочных заданий, и в основном они тоже на логические загадки, и исход некоторых даже откроет вам другие стороны игровых персонажей. 

Отдельно хотелось бы упоминать про систему сохранения в игре. 
Чтобы сохранять свой прогресс, вам нужно будет искать кровати и ложиться в них спать. Время от времени (по ходу продвижения по сюжету) Нико будет сама вас просить об отдыхе, а местами и вообще будет отказываться что-либо делать, пока вы не дадите ей поспать. И как только вы используете постель, Нико засыпает и игра закрывается. 

Вроде ничего необычного, но когда вы запускаете её вновь, то видите сны Нико. И хочу вам сказать, что это очень трогательные моменты игры, ещё и потому, что Нико обсуждает каждый сон с вами, спрашивает что снится вам и т. д. 
Она вообще очень общительная девочка, и очень впечатлительная.

Это я к чему. казалось бы, мелочь, но такая приятная и запоминающаяся. 

Четвертая стена, которой нет

В доме я нашла этот… компьютер.

Он всё время говорил что-то наподобие

«Твои действия здесь повлияют на Нико.»

Но ведь…Я  — Нико!

Эти сообщения предназначены для кого-то другого?

Если Бы Мне Нужно Было Угадать, Думаю, Это Сообщение Получил Именно «Игрок»

«Игрок»?

Имя Нашего Бога, По Видимости, Имя «Игрока». Я Должен Признать, Это Сюрприз…

Если Вы Здесь, Это Означает, Что «Игрок» Тоже Здесь.

«Игрок» Будет Сопровождать Вас В Вашем Путешествии.

По-Факту, Он Уже Это Делает.

Правда?

Я никого не видела…

И вот теперь мы медленно но верно приближаемся к тому, почему я вообще решил написать эту статью и поделиться её с вами. Я уже давал вам намеки на это в строчках ранее, да и название статьи говорит само за себя.
Это игра с так называемым «проломом четвёртой стены». Что это значит? Собственно, первые строчки статьи об этом и говорят. Вы являетесь полноправным персонажем игры. Про вас часто упоминают другие персонажи, Нико постоянно обращается к вам и вы даже вольны ей отвечать. 

Не часто такое встретишь в играх в последнее время? Да и, собственно, игр таких немного, в основном это полунамёки, отсылки и тд. 

Чем уникальна Oneshot — здесь вся игра на этом построена. Весь сюжет, весь лор, вся вселенная построена вокруг этого «пролома». Вы, как персонаж, очень грамотно вписаны в повествование игры и его мир. И это завораживает с первых же минут. 

И на ваших чувствах игра будет играть до самого конца. А чтобы увидеть настоящую концовку и понять всю глубину «пролома» и его «последствий», вам придется пройти игру ещё раз. Не спешите закрывать и забывать про игру после того, как она предоставит вам последний выбор. Это ещё далеко не конец. 

И знаете что? Она того стоит, она стоит каждой минуты, что вы на неё потратите, потому что второй такой истории вы уже не прочитаете, не пройдете вторую такую игру, таких больше нет. Oneshot в своём роде — уникальна. 

Послесловие

Единственное, наверное, о чём я не рассказал вам в полной мере, это о персонажах. Но, если честно, лучше вам самостоятельно с ними познакомиться. Каждый из них неповторим, с каждым интересный диалог, у каждого есть свои мысли и чувства, они тут не статисты. 

Да и в целом я расписал такую статью, и вам могло бы показаться, что игра какая-то невероятно огромная, на десятки часов. Но, на самом деле, при желании она проходится за пару вечеров. И в этом, можно сказать, тоже её плюс, она не затянута, история длится ровно столько, сколько нужно для того чтобы вы не начали от неё уставать, и даже под конец грамотно подогревает к себе интерес. 

Читайте также  Какие крестики нужны для плитки на стену?

Я только одного прошу: не смотрите, что она как будто примитивно выглядит и может показаться скучной. Ну что там: ходи туда-сюда, читай диалоги да решай нехитрые задачки. Это может показаться таким, но на самом деле за всей этой нарочитой простотой скрывается невероятно глубокая и трогательная история, коротая обязательно подарит вам множество положительных эмоций, если вы дадите ей шанс. 

Источник: https://www.ixbt.com/live/games/obzor-oneshot-ili-kak-slomat-4-uyu-stenu-ne-lomaya-igru.html

Какие стены можно сносить в квартире, а какие нельзя

Что значит сломать четвертую стену?

Ненесущие стены можно сносить, но есть исключения. Несущие сносить запрещается из соображений безопасности.

Когда изначально идет квартира со свободной планировкой, владелец может расставить внутренние стены, как ему захочется. Ограничивают его только контуры квартиры. Сложнее тем, кому досталась стандартная планировка. Она не всегда бывает комфортной. 

Для организации более удобного жизненного пространства можно сделать перепланировку. Вот только нужно заранее выяснить, какие стены можно сносить, а какие – нет. Об этом и пойдет речь далее.

Какие бывают стены

Стены бывают несущими и ненесущими. Первые принимают на себя всю нагрузку дома. Фактически на них опирается не только потолок, но и все последующие этажи. От прочности несущих стен зависит существование всего здания. Их разрушение может привести к трагическим последствиям, вплоть до обвала дома.

Ненесущие существуют лишь для внутреннего разграничения помещений и защиты их от внешних воздействий. Опираются они только на перекрытие в пределах этажа. 

Если ненесущая стена не граничит с улицей, ее называют перегородкой

Поскольку такие стены нагрузки на себя не принимают, на безопасность они не влияют.

Можно ли сносить ненесущие стены

Серьезных последствий снос ненесущей стены не повлечет. Здесь главное – узаконить перепланировку, чтобы квартира оставалась ликвидной. Варианты могут быть следующими:

  • демонтаж перегородки между ванной и туалетом;
  • снос стены, разделяющей гостиную и кухню;
  • частичный снос ненесущей конструкции (например, демонтаж подоконного блока или расширение дверного проема).

Согласовывать нужно и перенос стены, даже если решено сдвинуть ее всего на пару сантиметров. Это все равно вызовет изменение в графической части техпаспорта, а, значит, считается перепланировкой.

Без согласования можно обойтись, если хочется только переложить стену (например, если она обветшала или была повреждена при ремонте). Но для этого нужно:

  • подобрать материал ровно такой же толщины, что и был изначально;
  • поставить перегородку на то же самое место, где она стояла;
  • обеспечить исходный угол наклона (если стена стояла не ровно под 90 градусов).

В этом случае никаких изменений в геометрии жилого помещения не будет. Даже если БТИ нагрянет с проверкой, перепланировку обнаружить не удастся.

Какие ненесущие стены сносить нельзя

Есть несколько исключений, из-за которых и на демонтаж перегородок накладываются ограничения. Так, нельзя сносить:

  • стену между гостиной и кухней, если последняя оборудована газовой плитой;
  • стену, разделяющую комнату и санузел;
  • стены, отделяющие лоджию или балкон от комнаты или кухни. 

Такую перепланировку Госжилинспекция не согласует. А если сотрудники БТИ обнаружат самовольные изменения, то хозяин заплатит штраф. Также с большой вероятностью его могут обязать вернуть квартиру в исходное состояние.

Можно ли сносить несущие стены

Пункт 10.3 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 25 октября 2011 года № 508-ПП запрещает любые меры по перепланировке помещений, ведущие к нарушению устойчивости конструкции строения. 

Соответствующие нормы есть в каждом регионе. Закон запрещает сносить несущие стены. Это чревато не только штрафом для владельца квартиры и требованием вернуть ее в первоначальное состояние. У хозяина даже могут изъять его собственность.

Но самое страшное – это риск для жизни и здоровья всех жильцов многоквартирного дома.

Есть ли проблемы с возведением стен

Казалось бы, строить – не ломать, но и тут не все однозначно. Дополнительные перегородки возводятся с целью разделения помещений. Сами по себе стены как конструкции вреда не принесут. Но вот получившиеся помещения должны соответствовать СНиП:

  • после разделения в каждом жилом помещении должно остаться по окну;
  • должна быть возможность установить радиатор отопления в выделенную комнату;
  • жилая комната не может быть меньше 14 кв. м в однокомнатной и 16 кв. м – в многокомнатной квартире;
  • спальня не может оказаться менее 8 кв. м;
  • обособленную кухню нельзя делать менее 8 кв. м, часть кухни-столовой – менее 6 кв. м, нишу – менее 5 кв. м.

То есть здесь нужно смотреть, не что возводится, а где.

Источник: https://kvart-m.ru/blog/snos-i-vozvedenie-sten-v-kvartire-chto-mozhno-a-chto-net

Как определить несущую стену. Подробное руководство

Что значит сломать четвертую стену?

  • 5. Можно ли трогать несущие стены?

    1. Несущие стены в панельном доме

    В большинстве случаев панельные и блочные дома имеют типовую серию, то есть шифр проекта, по которому они возводились. Для начала определите с помощью этой статьи серию Вашего дома по адресу. Затем найдите описание вашей типовой серии в интернете, у нас на сайте, на сайте застройщика и т.д. В описаниях обычно приведена толщина несущих стен в панельном доме данной серии.

    Итак, как определить несущую стену в панельном доме? Для начала Вы можете воспользоваться нашей базой несущих стен типовых серий домов. Там приведены планировки квартир каждой серии с выделением цветом несущих стен.

    Второй способ узнать какие стены несущие в панельном доме- это померить их толщину.В общем случае в панельных зданиях толщина перегородок варьируется от 80 до 100 мм., толщина несущих стен- от 140 до 200 мм. В 90% панельных домов внутренние перегородки- это гипсобетонные панели толщиной 80 мм., внутренние стены- железобетонные несущие панели толщиной 140,180 или 200 мм. В некоторых старых сериях панельных домов встречаются несущие панели толщиной 120 мм.

    Таким образом, если толщина померенной стены без отделочных слоев окажется меньше 120 мм., то это значит, что она является перегородкой, а если больше- то несущей.

    Следует отметить, что отделочные слои стен (штукатурка, обои) могут вносить корректировки в её толщину, однако в панельных домах обычно они не превышают 50 мм. и не оказывают существенного влияния. Правда, если есть возможность, для чистоты замеров штукатурный слой лучше удалить.

    Если вы не можете померить толщину стены напрямую (допустим между комнатами), то можно её замерить через «третий размер»:

    Толщина стены: s= c-a-b;

    Следует отметить, что снос несущей стены в панельном доме недопустим. Это гарантированно приведёт к прогибу или обрушению перекрытия.

    2. Как узнать несущая стена или нет в кирпичном доме?

    Толщина кирпичной стены кратна размеру кирпича (120 мм.): 120 мм.+10 мм.(толщина вертикального шва раствора)+120 мм. и так далее.. Таким образом, кирпичные стены могут иметь следующие толщины: 120, 250, 380, 510, 640 мм. и т.д. +отделочные слои. Толщина несущей стены из кирпича начинается от 380 миллиметров и выше. В 90% кирпичных жилых домов внутренние межкомнатные перегородки выполнены из кирпича или гипсобетонных панелей толщиной 120 и 80 мм. соответственно, межквартирные- 250 мм. из кирпича и 200 мм. из двойных панелей с воздушным зазором. Несущая стена в кирпичном доме может иметь толщины 380, 510 и 640 мм.

    Таким образом, если толщина померенной стены в квартире оказалась меньше 380 мм., то она является перегородкой, и наоборот.

    Кирпичных домов, строящихся по сериям, намного меньше чем панельных, а потому найти их описание гораздо труднее. Однако большинство кирпичных домов столицы- это хрущёвки и сталинки с очень схожими конструктивными решениями. Рассмотрим их поподробней.

    Несущие стены в хрущевке и сталинке

    Итак, какие стены несущие в хрущевке? Какие стены можно затрагивать при перепланировке хрущевки? Все типы жилых хрущёвок представляют собой конструктивную схему с тремя продольными несущими стенами (выделены зелёным) и поперечными стенами-диафрагмами жесткости (выделены синим), которые обеспечивают устойчивость продольных несущих стен (не дают им опрокидываться). Поперечные стены лестничной клетки (выделены голубым ) не только обеспечивают устойчивость продольных несущих стен, но и служат опорой для лестничных маршей, т.е. тоже являются несущими.

    Междуэтажные плиты перекрытий опираются либо непосредственно на продольные несущие стены:

    Либо на железобетонные поперечные стены и балки прямоугольного сечения (обычно 200х600(h) мм.), которые в свою очередь опираются на продольные несущие стены:

    В последнем варианте, а он встречается чаще чем первый, поперечные стены выступают уже не только как диафрагмы жесткости, но и как несущие, так как на них опираются междуэтажные перекрытия.Направление укладки плит бывает видно по рустам (стыкам плит).Обычно под железобетонными балками,чтобы они не бросались в глаза, установлены межквартирные и межкомнатные перегородки.

    Планировки квартир, количество комнат, шаг балок и т.д. могут быть самыми различными, но сама конструктивная схема не меняется.

    Всё что было сказано выше о хрущёвках, относится и к сталинкам. В сталинках преобладает такая же конструктивная схема с тремя продольными несущими стенами, однако они имеют бОльшую архитектурную выразительность и как следствие более сложные конструктивные схемы лестничных и лифтовых узлов, повороты стен.

    Ниже приведены планы квартир в хрущёвках и сталинках с указанием несущих стен и конструкций:
    1.

    2.

    3.

    4.

    Иногда вместо части внутренней стены (чаще в сталинках) устанавливают кирпичные столбы (колонны), на которые опираются железобетонные балки:

    5.

    6.

    Как видно из представленных материалов в сталинках и хрущёвках довольно часто все внутренние стены являются не несущими перегородками, что очень удобно для перепланировки и полёта дизайнерской мысли.

    3. Несущие стены в монолитных домах

    Как определить несущую стену в квартире в монолитном доме? Монолитные дома наиболее разнообразны по своему архитектурному и конструктивному оформлению. В жилых монолитных домах обычно сочетаются и монолитные несущие стены, и колонны, и пилоны (колонны прямоугольного сечения) , и балки и т.д. Часто пилоны бывают “утоплены” в наружных стенах и внутренних перегородках. Толщина несущих стен в монолитном доме обычно составляет 200,250 и 300 мм. Размеры колонн бывают ещё больше.

    Таким образом, если вы померили толщину стены и она оказалась менее 200 мм., то это перегородка. Обратное к сожалению не верно. Если вы померили стену и её толщина составила к примеру 200 мм., то это ещё не значит что она несущая, потому что в монолитных домах перегородки могут достигать толщины 200 мм. и более (например, из пеноблоков).

    Если у Вас монолитная новостройка, то наиболее простой способ узнать исчерпывающую информацию о несущих стенах Вашей квартиры- это попросить в управляющей компании или отделе продаж план вашего этажа из архитектурного раздела проекта здания (“рабочку”):

    Обычно это бывает не сложно, а на самом плане отчетливо видны внутренние несущие стены, перегородки, размеры. Несущие стены обычно выделяются отдельной штриховкой.

    Если квартира находится в новостройке и её отделка ещё не выполнена, то какие стены являются несущими можно определить при визуальном осмотре. Несущие стены в таких зданиях выполняются из монолитного железобетона, который внешне легко отличим от кирпича, пеноблоков и других материалов, из которых выполняются перегородки и не несущие стены. Также на несущих стенах в таких домах отчетливо видны зачеканенные раствором отверстия, которые остались от стяжек опалубки при возведении стены.

    Читайте также  Как хорошо поклеить обои на стену?

    4. Как обозначаются несущие стены на плане?

    Многие, задают нам вопрос: «Как определить несущие стены на плане?». К сожалению, не существует какого-то специального обозначения несущих стен на чертежах. Если это архитектурно-строительный план из рабочего проекта на здание (пример приведен на рисунке выше), то несущие стены выделяются одинаковой штриховкой.

    Несущие стены на плане БТИ или на обычных планах из интернета обычно показываются большей толщины, чем перегородки, но далеко не всегда. Стена в таких планах может быть нарисована тонкой, а по факту являться несущей. Поэтому не советуем Вам полагаться в этом вопросе на сомнительные планы. По плану квартиры определить несущие стены может только опытный специалист.

    который видел уже ни одно такую квартиру и знает их конструктивные особенности.

    Безусловно, есть и другие признаки определения несущих конструкций, однако они требуют уже определенных знаний, опыта и навыков в строительстве, а потому здесь не приведены. Надеюсь, эта статья оказалась Вам полезной. Напомню, что Вы всегда можете задать нам свой вопрос в соответствующей рубрике.

    5. Можно ли трогать несущие стены?

    Ниже мы вкратце рассмотрим те работы, которые можно и нельзя проводить с несущими стенами при перепланировке.

    5.1. Можно ли снести несущую стену в квартире?

    Демонтировать целиком несущую стену в доме любого типа категорически запрещается в соответствии с пунктом 10.3 Приложения № 1 Постановления Правительства Москвы №508. Во-первых, такой демонтаж приведет к существенному нарушению прочности, устойчивости и безопасности использования всего здания целиком. Во-вторых, такую перепланировку невозможно согласовать, и в случае её выявления придется потратить очень много денег на разработку проектной документации по восстановлению несущей способности такой стены.

    5.2. Можно ли перенести несущую стену?

    Осуществлять перенос несущей стены запрещено по тем же причинам, что описаны в предыдущем пункте.

    5.3. Можно ли сделать проход в несущей стене?

    Проём в несущей стене выполнить возможно во многих случаях. Однако при этом необходимо соблюсти множество требований. Возможность такой перепланировки и требования, предъявляемые к ней, мы подробно рассмотрели в отдельной статье.

    5.4. Штробление несущей стены

    Выполнять горизонтальные или вертикальные штробы в несущих стенах под электропроводку или трубы водоснабжения запрещено согласно пункту 10.11 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы №508. О штроблении стен можно почитать здесь.

    5.5. Сверление несущей стены

    Сверлить несущие стены под установку дюбелей или других элементов крепежа допускается. Допускается даже устройство небольших сквозных отверстий для проводки через стену вентиляции, канализационных труб и труб водоснабжения.

    Надеемся, что наша статья ответила на вопрос: «Как узнать несущие стены в квартире?».

  • Источник: https://resog.ru/kak-opredelit-nesushhuyu-stenu/

    Они ломают четвертую стену! Что означает этот прием и как он используется в поп-культуре

    Что значит сломать четвертую стену?

    Недавно закончился комикс Unbelievable Gwenpool, рассказывающий о девушке по имени Гвен Пул, попавшей из реального мира в комиксы Marvel. В отличие от остальных персонажей, она действительно знает, что находится в комиксе и не просто шутит об этом — она идет гораздо дальше, разрушая привычное понимание комикса и выходя за его рамки. В честь этого Александр Башкиров и Денис Варков решили вспомнить различные фильмы, сериалы, игры, книги и другие комиксы, герои которых делали нечто подобное.

    Смысл «Четвертой стены» очень прост — это граница между актерами и зрителями.

    Термин был придуман в 18 веке философом-просветителем Дени Дидро и долгое время существовал исключительно в рамках театрального искусства. Только в 20 веке он стал ассоциироваться и с другими видами поп-культуры.

    И разрушение четвертой стены со временем стало популярным ходом в различных фильмах, сериалах, книгах, комиксах, играх и так далее. Выглядеть это разрушение может по-разному. Например, персонаж может обращаться напрямую к зрителю, или закадровый голос может «ставить на паузу» фильм, чтобы пояснить какой-то поступок. Иногда хватает даже буквального кивка или улыбки в адрес аудитории.

    Все эти способы разрушения в неумелых руках грубо вырывают нас из повествования. Зато в умелых — еще глубже в это повествование затаскивают, позволяя зрителю или читателю ощутить себя не просто человеком, наблюдающим со стороны, а частью истории, ее непосредственным участником.

    И эту формулу до максимума доводит комикс Unbelievable Gwenpool. «Гвенпул» — это псевдоним девушки по имени Гвен Пул (Gwen Poole). Персонаж родился на волне популярности Гвен Стейси из параллельной вселенной. Карикатурную обложку, где Гвен Стейси была изображена в виде Дэдпула (в розовых тонах), превратили в полноценного героя, которого добавили во вселенную Marvel, чтобы провести эксперимент.

    Смысл его прост: Гвенпул осознает, что она в комиксе. Но, в отличие от Дэдпула, который это тоже осознает, девушка способна манипулировать страницами, перемещаться по ним, использовать текстовые «пузыри», как ей угодно. В конце концов, Гвенпул может спойлерить персонажам то, что, как они думают, никто не знает.

    И это выглядит очень круто и необычно. Вы не найдете ничего подобного ни в одной из актуальных серий Marvel. Причем Гвенпул удается не повторяться, максимально разнообразно используя прием разрушения четвертой стены в комиксе. На мой взгляд, этот эксперимент у Marvel удался.

    Но Гвенпул, конечно же, не была первой и однозначно не будет последней.

    В этом материале мы решили вспомнить самые яркие случаи, когда герои взаимодействовали со зрителем, игроком и читателем, выбираясь за границы произведений.

    Комиксы

    Если отбросить очевидное и не упоминать Дэдпула, который обожает общаться с читателем и упоминать другие комиксы о себе, то самым ярким примером разрушения четвертой стены в комиксах можно назвать Animal Man от Vertigo.

    В этом комиксе сценарист Грант Моррисон позволяет Бадди Бейкеру сломать преграду между вымышленным и реальным мирами и в буквальном смысле встретиться с Творцом.

    Еще пример — в комиксах DC есть персонаж Супербой-Прайм. Его родной мир — Земля, идентичная нашей. В ней существуют комиксы о Лиге справедливости, Супермене и других героях DC. Так вот однажды его, как и других Суперменов в Мультивселенной, просят помочь остальным, и он, попадает в комикс вместе с теми героями, о которых он читал в своем родном мире. Правда, потом он сходит с ума и начинает уничтожать всех на своем пути. Но это детали.

    В комиксе Sensational She-Hulk Дженнифер Уолтерс, она же Женщина-халк, тоже периодически общается с читателем, улыбается ему и даже несколько раз случайно разбивает «пузыри» с текстом.

    В спин-оффе Fables — Jack of Fables — в пятом томе появлялся персонаж по имени Eliza Wall. Это персонифицированный акт разрушения Четвертой стены. Она общается с читателем и полностью осознает себя персонажем комикса, упоминая элементы повествования и события на соседних страницах.

    Игры

    А иногда они просто выражают неодобрение тем, что стоят без дела. Нечто подобное можно встретить и в ранней «близзардовской» игре The Lost Vikings.

    Опять же Дэдпул в одноименной видеоигре Deadpool все также общается с игроком, отвлекаясь от сражений с разнообразными противниками. Например, шутит над тем, как хорошо игрок справляется с управлением и, если плохо, подсказывает, как играть лучше.

    В визуальной новелле Doki Doki Literature Club одна из главных героинь — Моника — осознает, что находится в игре.

    Она обращается к игроку, признаваясь ему в любви и называя его по имени администратора на компьютере. В папке с игрой появятся различные послания от нее. А если удалить файл Моники в корневой папке — персонаж умрет. Или если стримить игру, то девушка скажет, что нехорошо давать людям подглядывать, после чего выскочит скример.

    Еще пример — в серии игр Metal Gear Solid есть несколько примеров разрушения четвертой стены. Например, в Metal Gear Solid босс Psycho Mantis считывает сохранения других проектов Konami на Playstation, упоминая, во что еще игрок играет в данный момент. А в Metal Gear Solid 3: Snake Eater можно было перемотать часы в настройках системы Playstation, и один из боссов умер бы от старости.

    Или The Stanley Parable. В этой игре игроку нужно бродить по офисному зданию, все действия главного героя комментирует рассказчик, и иногда он обращается напрямую к игроку, не одобряя сделанный им выбор.

    В Undertale есть интересная особенность. Многие персонажи в игре знают, что игрок загружал сохранения и говорят с ним об этом. Финальный босс, например, сам загружает сохранения, чтобы не позволить его победить, он «ломает» игру и так далее. А если убить всех врагов в игре, то можно получить геноцид-концовку, где напрямую говорят «Ну что, весело? Давай сотрем все и заново начнем». То есть, фактически говоря с игроком, а не с главным героем.

    Но величайшие современные мастера разрушения стены — это разработчики игр по мультсериалу South Park (South Park: The Stick of Truth и South Park: The Fractured but Whole) под руководством главного сценариста, создателя оригинального мультфильма Трея Паркера. В The Fractured but Whole Картман вообще очень агрессивно комментирует действия игрока по прохождению игры. И вот что происходит, если при просмотре первой кат-сцены (где рассказчиком, понятное дело, выступает сам Картман) слишком часто нажимать «пропустить»:

    Нет, чувак, посмотри, крутая сцена, тебе понравится! Не будь засранцем, смотри. Окей, окей, пропускай, говнюк, козлина (включаются завершающие титры).

    Фильмы

    В фильме Михаэля Ханеке «Забавные игры» представлен самый яркий пример разрушения четвертой стены в кино.

    По ходу фильма постоянно упоминают зрителя, наблюдающего за пыткой семьи. Таким образом, Ханеке делает зрителя соучастником происходящего, ведь он не пытается остановить все, что происходит перед ним на экране. Убийцы в буквальном смысле смотрят в глаза зрителю, задают ему вопросы о том, кого стоит убить первым или даже спрашивают: «Вам бы, наверное, уже хотелось закончить смотреть этот фильм?».

    В «Бойцовском клубе» Дэвида Финчера Брэд Питт произносит один из монологов глядя прямо в камеру, а после камера начинает трястись. Или одной из фишек Тайлера Дердена была порча фильмов, добавлением в них 25 кадра с пенисом. Точно такой же кадр можно на секунду увидеть в конце фильма. Заметить его можно, если вовремя поставить на стоп-кадр.

    Еще пример — в фильме Шэйна Блэка «Поцелуй навылет» герой Роберта Дауни-младшего часто комментирует происходящее на экране. Ну и как тут не вспомнить The Last Action Hero по сценарию того же Блэка, где главный герой, подросток Дэнни Мэдиган, прыгает через экран и оказывается внутри боевика ранних 90-х с Арнольдом Шварценеггером в главной роли! Большая часть фильма уходит на убеждение типичного персонажа Арни, разведенного суперкопа с извечной сигарой во рту, что вся его жизнь построена по канону некачественных блокбастеров «каким-то халтурщиком с пишущей машинкой» (то есть самим Блэком).

    Очень много примеров разрушения четвертой стены в фильмах «Монти Пайтона». Например, персонажи, потерявшись в лесу, замечают операторов с камерами и понимают, что все в порядке. Или, забыв реплику, герои заглядывают в сценарий, чтобы свериться с тем, что они должны сказать. Подобных элементов очень много в разных фильмах и скетчах «Пайтонов».

    Читайте также  Чем наносить грунтовку на стены?

    Сериалы

    Самый яркий пример — «Карточный домик». Фрэнк Андервуд в исполнении Кевина Спейси регулярно общается со зрителем, поясняя свои поступки, выражая эмоции или просто отпуская шутки в адрес окружающих. Этим Фрэнк как бы берет зрителя в соучастники своих злодеяний… на что в свете всех вскрывшихся фактов о Спейси теперь действительно бывает не очень приятно смотреть.

    В сериале «Доктор Кто» есть множество примеров, когда персонажи разрушают четвертую стену. Зачастую это проявляется в обращениях Доктора к зрителям. Например, в серии The Feast of Steven он поздравляет их с Рождеством, а в серии Genesis of the Daleks он рассказывает зрителю прямо в камеру о том, что Далеки планируют захватить вселенную.

    В аниме-адаптации манги Monogatari Series и Sayonara, Zetsubou-Sensei тоже есть яркие примеры. В первой часто упоминают различные отсылки, а еще там несколько раз упоминали различные популярные аниме-штампы. В Sayonara, Zetsubou-Sensei через персонажей открыто говорилось, что рейтинги шоу падают, поэтому скоро аниме закончится, ведь у сценаристов закончились идеи, а автор оригинала — плохой человек.

    Книги

    В литературе издавна практикуется сюжетный механизм с «найденной рукописью», где повествователь (он же главный герой) обращается напрямую к читателю. Строго говоря, твердой четвертой стены в книгах (в отличие от фильмов, сериалов, игр, театра и комиксов) никогда не строили — медиум не визуальный, в тексте не всегда присутствует четкая точка зрения, и даже в книгах от третьего лица есть место авторским отступлениям (как у Толстого в «Войне и мире» или у Гюго в «Отверженных»). Но есть книги (и авторы), которые заигрывают с читателем особенно эффектно.

    Величайший мастер таких приемов (и величайший писатель вообще, на русском и английском языках) — это Владимир Владимирович Набоков. В его лучшем произведении Гумберт Гумберт не только спойлерит читателю концовку «Лолиты» в первой же главе:

    «Можете всегда положиться на убийцу в отношении затейливости прозы»

    …но и открыто играет в очень сложные литературные игры, сравнивая свою жизненную ситуацию с произведениями Эдгара По и то и дело намекая, что большую часть происходящего он мог придумать сам… и то и вовсе — все происходящее.

    Сама Лолита там — не более чем пламя чресел рассказчика, свеча, отражающаяся во множестве литературных зеркал, расставленных Гумбертом одно против другого (на огромного фаната Набокова в отношении вычурности текста тоже можно положиться). Именно в бесконечности смыслов-отражений и заключается бездонная сложность, неувядающая притягательность и бессмертное качество этой гениальной книги.

    Но и в менее удачных вещах Набоков использовал очень интересные приемы нарушения негласной договоренности между автором и читателем что все «происходит взаправду». Вот, например, как начинается одна из последних его вещей, написанная на английском повесть Transparent Things:

    Hereʼs the person I want. Hullo, person!

    Это рассказчик хищным ястребом набрасывается на приглянувшегося ему персонажа, которого он задумал сделать главным героем своей истории. В русском «переводе» Сергея Ильина все решено совсем уж буквально:

    А, вот и нужный мне персонаж. Привет, персонаж! Не слышит.

    Концепция ненадежного рассказчика, unreliable narrator, активно используется в триллерах и детективах, от «Убийства Роджера Экройда» Агаты Кристи до Gone Girl Джиллиан Флинн: можно ли принимать слова рассказчика в дневнике за чистую монету, если они могут быть написаны с целью что-то утаить или даже причинить вред укрывшемуся за четвертой стеной человеку? Есть, кстати, и фильм, но мы все же настоятельно рекомендуем читать книгу.

    Наконец, в историческом детективе The Fifth Heart («Пятое сердце») Дэна Симмонса встречается лучшее из известных нам нарушений четвертой стены в литературе. Главный герой там — Шерлок Холмс, с помощью известного писателя Генри Джеймса расследующий серию убийств в США конца 19 века. Силой своего дедуктивного метода Холмс сумел вычислить, что он — не более чем вымышленный кем-то персонаж. Это открытие Холмса настолько расстраивает, что он подумыват о самоубийстве и вместо кокаина начинает принимать героин, позволяющий великому сыщику в буквальном смысле слова увидеть прутья литературной клетки, в которую он заточен.

    Холмс схватился за два длинных повисших слова — металл был такой холодный, что обжег ему руки, — и уставился сквозь буквенную решетку с выражением человека на необитаемом острове, наблюдающего за тем, как первый увиденный им за долгие годы корабль исчезает из виду.Холмс смотрит на тебя. Он видит смутные очертания комнаты или пространства позади тебя. Он пытается разглядеть твое лицо.

    Источник: https://kanobu.ru/articles/oni-lomayut-chetvertuyu-stenu-chto-oznachaet-etot-priem-ikak-onispolzuetsya-vpop-kulture-371678/

    Четвертая стена: термин, как ломают четвертвую стену в комиксах Марвел. Разрушение четверстой стены Дэдпулом и другими персонажами

    Что значит сломать четвертую стену?

    Почему так популярны художественная литература во всем ее многообразии, кино, сериалы, театры? Не в последнюю очередь благодаря тому, что мы можем сесть (или лечь) и убежать в другую реальность – и при этом нам фактически ничего не надо делать: только наблюдать за действиями персонажей, судьбы которых уже предрешены авторской волей. А самое важное, что иной мир, в который мы мысленно переносимся, так и остается иным миром – после того как закончится сеанс, серия или выпуск, мы возвращаемся к своим делам, думая о том, что увидели и как сами поступили бы в такой ситуации.

    Однако с давних пор далеко не всех театральных деятелей, а впоследствии и создателей кино устраивало то, что зритель вольготно сидит и просто смотрит за происходящим. Некоторые авторы и режиссеры пытались вовлечь аудиторию более глубоко, чем это обычно происходит на сцене или экране. Так родились различные театральные и киноприемы, которые впоследствии перекочевали в другие художественные жанры. Среди них – прием разрушения четвертой стены.

    В одной из сцен «Бойцовского клуба» Брэд Питт произносит монолог, глядя прямо в камеру, затем камера начинает трястись и отключается. Этот момент считается одним из лучших примеров того, как герой может разрушить четвертую стену.

    Кадр из «Бойцовского клуба»

    Итак, давайте разберемся, что значит этот термин и как персонажам удается ломать четвертую стену в комиксах и фильмах.

    Что такое четвертая стена и почему ее надо ломать?

    Изначально прием пришел из театра, откуда проник в фильмы, сериалы, видеоигры, комиксы и даже книги. Под термином «четвертая стена» подразумевается воображаемая плоскость, граница, разделяющая сцену и зрительный зал (а в общем виде – вымышленный мир и его аудиторию). Пролом четвертой стены происходит тогда, когда герои репликой, действием или чем-либо еще демонстрируют зрителям: мы понимаем, что мы всего лишь персонажи, что за нами наблюдают, в том числе не кто иной, как ты, дорогой зритель.

    Многие фильмы о Супермене заканчивались тем, что главный герой улетает, улыбаясь или кивая зрителям. Также в первом фильме есть момент, когда Супермен ловит пулю рукой, затем бросает взгляд в камеру и ухмыляется.

    Кадр из «Супермена»

    В театре четвертую стену зачастую (хотя и не всегда) ломают для того, чтобы подчеркнуть условность происходящего на сцене, а в кино, сериалах, комиксах и видеоиграх – наоборот, чтобы сделать историю еще более реалистичной. Однако и в том, и в другом случае зритель больше не наблюдает безмолвно за происходящим – он чувствует себя частью другой реальности.

    С точки зрения психологии, схожий эффект наблюдается, когда вы едете в автобусе и смотрите через окно на прохожих – они как будто существуют в некоем другом, внешнем мире, от которого вы отгорожены стеклом.

    И вдруг один из прохожих входит в ваш автобус – граница миров нарушена, и вы понимаете, что, оказывается, они не так уж и изолированы… Примерно то же самое чувство должен подарить аудитории прием разрушения четвертой стены.

    Главный герой фильма «Поцелуй навылет», которого сыграл Роберт Дауни мл., ломает четвертую стену каждым своим монологом.  Помимо этого, герои неоднократно извиняются перед зрителями и «шлепают себя по губам» за бранные словечки.

    Кадр из фильма «Поцелуй навылет»

    Как можно сломать четвертую стену?

    В театре при разрушении четвертой стены от зрителей зачастую ждут какой-либо активной реакции, вплоть до того, что они решают исход спектакля (в зависимости от их выбора актеры играют разные концовки). Создатели фильмов, сериалов и комиксов более ограничены в формах взаимодействия со зрителями, однако и тут при желании можно развернуться. Самый распространенный вариант – разговор героев напрямую со зрителями, небольшие реплики, адресованные именно тому самому человеку по ту сторону экрана или страницы.

    В фильмах даже простой, казалось бы, взгляд в камеру, олицетворяющий собой непосредственное общение со зрителем, может творить чудеса. Как правило, это демонстрация того, что сейчас будет что-то особенно важное для сюжета, и гарантированное привлечение внимания зрителей. Конечно, наше сознание понимает, что актер не может действительно смотреть непосредственно на нас, но подсознание все равно уловит взгляд и воспримет его буквально: будто к нам кто-то напрямую обращается именно в данный конкретный момент. Это сразу делает мир по ту сторону не таким обособленным.

    Обращаются к аудитории герои фильма «Забавные игры». Здесь особую остроту приему придает то, что зрители таким образом фактически становятся соучастниками преступлений, совершаемых персонажами. Вы думали, что просто смотрите на насилие над другими людьми? Нет, данная история реальнее – и вы замешаны в ней.

    Кадр из фильма «Забавные игры»

    Однако далеко не всегда четвертую стену ломают, чтобы передать важность событий. Порой это делается в шутливых целях – такие вставки призваны встряхнуть зрителя, оживить сюжет, напомнить, что порой не стоит слишком серьезно относиться к происходящему в фильме или комиксе (а возможно – и в жизни). И отличным примером здесь служит Дэдпул, болтливый наемник из вселенной Марвел.

    Разрушение четвертой стены в комиксах о Дэдпуле

    Дэдпул или Уэйд Уилсон является одним из самых известных персонажей, сломавших четвертую стену. Он прекрасно осознает, что находится в комиксе, поэтому не только постоянно шутит с читателями, но и нередко обращается к своим авторам. Так, оказавшись в безвыходной ситуации, Дэдпул может попросить создателей о рояле в кустах, может поведать читателям о том, что было в предыдущем выпуске и что будет в следующем, и даже так пошутить над своими художниками, что те нарисуют его в платье. В одном из выпусков он даже приходит в редакцию своего комикса и устраивает там погром.

    Безусловно, чтобы понять, насколько это интересный и веселый персонаж, нужно прочитать хотя бы один комикс. Но если вы не готовы сразу усаживаться за книгу, то можете ограничиться нашей подборкой. А тем, кто уже в теме, предлагаем просто понастальгировать.

    7 запоминающихся моментов того, как Дэдпул разрушает четвертую стену:

    Источник: https://disima.ru/poleznye-sovety/chetvertaya-stena/